НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ

Заметки на полях

К сожалению, ныне в в СМИ и в солидных журнальных статьях в плане истории национальных отношений в 80-е – в начале 90-х царит невообразимый хаос, уровень знаний и суждений на данную тему – уровень палаты №6.

В монографии И.А. Иванникова «Ликвидация советского государственного и общественного строя (Перестройка в СССР 1985 – 1991 гг.)» (Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2016), казалось бы – перечисляются многие значимые факты. Например.

«В 1973-м в Москве прогремели три взрыва, погибло 29 человек. Взрывы организовали члены армянской националистической организации, которые ставили цель убивать русских. По указанию 1-го секретаря ЦК компартии Армении Демирчана ни одна газета, выходящая на армянском языке, не опубликовала сообщения о теракте. Армянский национализм в Армении пропагандировали члены партии «Дашнакцютюн». … «Теория исключительности армянской нации внушалась населению республики с малых лет. Напр., в учебнике для 7-8 классов средней школы ставился вопрос: в столицах каких государств есть армянские школы, и тут же выяснилось, что в столице СССР такой школы нет, а вот в некоторых зарубежных странах есть»…

В декабре 1986 г. был смещен с должности первый секретарь ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаев. На его место поставили первого секретаря Ульяновского обкома КПСС Г.В. Колбина. Этот факт привел к выступлениям студентов, которых к этому призывали некоторые преподаватели казахской национальности. В Алма-Ате 16.12.1986 состоялся митинг. Кунаев отказался на нем выступать в поддержку Колбина. Митинг разогнали с привлечением внутренних войск. 17 декабря протестующих собралось еще больше. Они потребовали самоопределения республики, поставить во главе республики казаха или жителя Казахстана. Митинг в Алма-Ате был разогнан, но 19-20 декабря прошел в Караганде…

18.3.1990 абхазцы заявили на национальном сходе о выходе Абхазской АССР из состава Грузинской ССР…

Созданный в 1989-м Народный фронт Азербайджана (НФА) начал активную работу по захвату власти в районах республики. В январе 1990 г. в Баку под руководством НФА был организован митинг. Для его разгона 20 января власти использовали армию. В результате столкновений погибло более ста гражданских и более 20 военнослужащих. После этой трагедии в городе появились листовки антисоветского содержания. Глава Духовного управления мусульман А. Пашазаде обвинил в произошедшем конфликте Горбачева…

11.3.1990 ВС Литовской ССР провозгласил независимость Литвы и действие Конституции Литвы 1938 года».

И т.д.

Каков же вывод делает Иванников?

«По истечении 25-30 лет после перестройки в СССР можно отметить, что оценка межнациональных конфликтов в то время делалась верная, но не предлагалось путей решения данной проблемы. В Политбюро ЦК КПСС никто и не думал подвергнуть критике практику искусственного создания национально-территориальных образований в СССР, разделить территорию государства на федеральные округа без использования в их наименованиях названий наций, заявить о кризисе принципа равенства в национальной политике, демократического (путем референдумов) самоопределения населения спорных территорий. Многие ошибки национальной политики СССР в годы перестройки были связаны с отсутствием желания демократически перераспределить территорию государства на основе административно-территориального принципа».

То есть: явно неправильные оценки конфликтов выдаются за верные, то есть, Москва оказывается нипричем.

Нет понимания истоков национальных конфликтов, классовой и экономической подоплеки, истоки сводятся автором к якобы искусственности национально-территориальных образований, тогда как они возникли исторически. Наконец, вопреки здравому смыслу ликвидация национальных образований объявляется демократической, а то, что Политбюро не следовало этой глубочайшей мысли автора, объявляется «нежеланием» Политбюро.

Работа Иванникова – основательная, чего, в таком случае, ждать от студентов или блогеров.

Кратко коснемся темы.

В 80-е годы население РСФСР достаточно равнодушно относилось к национальному вопросу, заводчане и колхозники не посещали в массовом порядке страны Прибалтики или Грузию. Хотя слухами земля полнилась: в Грузии на ж.д. вокзале диктор объявил: «Поезд отправляется в Советский Союз». Говорили: не дай бог на грузинском рынке попросил сдачу, могут и избить, и зарезать. Из Литвы шли новости: группа ученых из Перми участвовала в международной конференции, в магазине отказались обслужить под видом незнания русского языка, но низко раскланивались перед членом группы, который по виду был похож на южного корейца. Внутри РСФСР негатив вызывали только торгаши с юга. Как писал Виталий Кальпиди:

… Где тюбетейки свой урюк

В такси толкали мимо женщин

С детьми…

Если у русских жители союзных республик при личных встречах не вызывали отторжения (полная «толерантность»), то, во всяком случае, в дружбу народов в России никто не верил. Разве что кроме артистов, прокатившихся по республикам с гастролями. В 1965 году в международном пионерском лагере «Артек» (лагерь «Прибрежный») мальчишку-украинца презрительно звали «Украина», а паренька из Чувашии – «чуваш».

Между тем, ни в Чечне, ни в Грузии широкие массы и не помышляли об отделении, в Чечне не было ни одного митинга за отделение. Интерес сесть удельными князьями проявляли лишь определенные круги республиканских элит, поддержанные элитарной интеллигенцией. Аспиранты МГУ из южных республик открыто заявляли о стремлении взять у России всё, что возможно, и отделиться. Поддерживала сепаратистские устремления в союзных республиках и русская интеллигенция.

Когда представители Прибалтики, пытаясь экспортировать «свободу», приехали в Узбекистан «будить национальное самосознание», то увидели в среде студенчества оголтелый национализм, который власти утихомирили лишь тем, что дали студентам возможность бесплатно уезжать на каникулы из Ташкента. С другой стороны, прибалты встретили полное непонимание и равнодушие в отношении демократических преобразований, программ «свободы» и т.п.

Буржуазное право на самоопределение – интерес национальной буржуазии, он прогрессивен лишь на восходящей ветви развития капитализма, которому удобнее развиваться в национальных границах, пишет Ленин. При развитом капитализме отделение реакционно, ставит перегородки между пролетариями разных наций.

Поскольку Россия в начале ХХ века была отсталой аграрной страной, где капитализм только начал развиваться, Лениным и было реализовано право на самоопределение Финляндии, Латвии, Литвы и Эстонии.

В противоположность этому распад СССР имел глубокие политэкономические корни.

В 80-е и даже в начале 90-х рабочих РСФСР мало интересовал национальный вопрос. На одном из митингов в Свердловске в 1989 г. группа демократов обсуждала ситуацию в Нагорном Карабахе, рядом марксисты говорили о проблемах ЖКХ. Свердловчане, несмотря на протесты интеллигенции, постепенно перетекли к марксистам, оставив демократов в одиночестве.

Но в целом ничто не предвещало катастрофы. Левые, в том числе наш Союз коммунистов (позднее объединение «Рабочий»), даже одобрительно отнеслись к национальным движениям, поскольку враг был общий – буржуазная элита КПСС. Рабочие из Прибалтики приезжали в РСФСР и на равных участвовали в митингах, на собраниях левых. Как же левым да не придерживаться права наций на самоопределение, узаконенного Лениным и закрепленного в Конституции.

С другой стороны, еще Троцкий предсказывал распад СССР из-за неверной национальной политики, проводимой Сталиным. Действительно, Сталиным был предложен план автономизации, предполагавший усиление подчинения национальных правительств Москве. Ленин неоднократно его проваливал, как мы помним Ленин выступал за самостоятельность республиканских наркоматов. Но после его смерти Сталин всё же осуществил свой план – что не могло не вызвать негативную реакцию республиканских элит.

С другой стороны – разделяй и властвуй – Сталин проводил политику коренизации. Так, декрет 1028 г. обязывал всех чиновников, в одночасье ставших украинскими, сдавать экзамен по украинскому языку. Украинизация русских областей, а также передача верным соратником Сталина, Маленковым, Крыма Украине сказались в 2014-м году. Поэтому невозможно свести сепаратистские тенденции лишь к влиянию ЦРУ и прочих западных спецслужб.

Уже 1923-м, когда больной Ленин пребывал в Горках, Сталин в Москве сформировал правительство Грузии, когда прежнее подало в отставку.

Не успела Эстония войти в состав СССР, как течение трех недель в республике провели коллективизацию.

В 1977 г., когда Москва попыталась изменить пункты Конституции о языке в пользу русского языка, грузинские неформальные организации предъявили ультиматум, что выступят в оружием. Пункты оставили без изменения.

В 1988 г. при принятии новых законов (ст. 108, 109) ситуация повторилась. Грузия вновь праздновала победу.

В начале апреля 1989 года в виду нестабильной обстановки первый секретарь компартии Грузии Потиашвили попросил Москву ввести войска. 9 апреля войска были введены в Грузию. Уже сам приход солдат не грузинской национальности вызвал негативную реакцию местного населения.

Президент РФ несколько раз говорил о бомбе, которую Ленин заложил под СССР. Сначала он приписал Ленину сталинский план автономизации, затем – право нации на самоопределение. Это право прописано в 17-й статье сталинской Конституции.

По поводу поправки к данной статье Сталин заявил: «Я думаю, что это предложение неправильно и потому не должно быть принято Съездом. СССР есть добровольный союз равноправных союзных республик. Исключить из конституции статью о праве свободного выхода из СССР – значит нарушить добровольный характер этого союза. Можем ли мы пойти на этот шаг? Я думаю, что мы не можем и не должны идти на этот шаг. Говорят: «Но в СССР нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, и ввиду этого статья 17-я не имеет практического значения». Что у нас нет ни одной республики, которая хотела бы выйти из состава СССР, это, конечно, верно. Но из этого вовсе не следует, что мы не должны зафиксировать в конституции право союзных республик на свободный выход из СССР. В СССР нет также такой союзной республики, которая хотела бы подавить другую союзную республику. Но из этого вовсе не следует, что из конституции СССР должна быть исключена статья, трактующая о равенстве прав союзных республик».

В 1936 г. В. Сталин, имея в виду принятие Конституции, утверждал, что создано такое государство, распад которого невозможен, т. к. выход одной его части ведет к гибели всех. Роль Кассандры ему явно не удалась. Тем не менее, с 1930-х годов национальный вопрос в ВКПб считался решенным и особо не обсуждался.

В РСФСР широкие массы еще не знали, не могли знать, что в 70-е в Грузии, Литве, Латвии, Эстонии шли митинги под лозунгами: «Русские, убирайтесь вон!» В 1989-м еще не было известно, что так называемые саперные лопатки в Тбилиси – пропагандистский миф. Еще не было известно, что к созданию русских националистических организаций, «Память», общество трезвости (ВДОБТ) и РНЕ, приложили руку «интернациональные» КГБ и ВЛКСМ. И если еврейский вопрос не был праздным лишь в Новосибирском университете, МГУ или институте им. Ландау, кто мог подумать в 90-е, что еврейский национализм приобретет такой размах после 1991-го и в 2014-м. Казалось бы, республики жили спокойно.

Изначально Молдавия входила в состав русского государства, жители Молдавии говорили на старославянском. В 1812 году по договору с Турцией Бессарабия, восточная часть Румынии, вернулась к Россию. В 1854 г. в Молдавии была закрыта последняя молдавская школа. В 1918 г. Румыния оккупировала Молдавию. В 1945-м республика вернулась в состав СССР. (Румынии в обмен подарили Трансильванию с венгерским населением, и румыны начали дискредитировать венгров.) Затем Сталин отдал молдавские Черновцы и некоторые другие области Украине. К 1986 г. в Кишиневе проживало 70% русских, из 120 школ столицы – 6 молдавских, 26 русско-молдавских, остальные – русские. Разумеется, в виду товарно-денежных отношений родители не стремились отдать детей в молдавские школы, русский язык – язык производства и товарооборота. Тем не менее, русский говор в Молдавии вызывал у населения раздражение.

С перестройкой в Молдавии воцарился антирусский национализм с гитлеровским оттенком.

Армения изначально была ориентирована на Россию. Однако, если в конфликте с Азербайджаном население России было на стороне Еревана, то попытки найти практическую помощь в России наталкивались на стену равнодушия. Российские левые фактически проигнорировали запросы представителей Армении и на учредительной конференции Уральского народного фронта в Свердловске в июле 1988-го, и в 1989-м в Москве на одном из собраний Социалистической партии.

Попытки Союза коммунистов на различных конференциях в Москве помирить враждующие стороны, Азербайджанский народный фронт и АОД, казалось, имели успех – при разговорах с каждой стороной по отдельности. Но как только стороны сводили вместе – все предыдущие усилия шли насмарку.

Прививку от абстрактного отношения к праву на самоопределение левым сделали либеральные демократы. Из вчерашних милых собеседников-оппонентов они постепенно превращались во врагов. Уже в конце 1989 г. национальный вопрос был отодвинут левыми на десятое место, как и критика политика Сталина. Союз коммунистов за семь лет существования ограничился двумя небольшими статьями по национальной теме малыми тиражами. Третья статья о Чечне, довольно обширная, написанная в 1994-м, носила обзорный характер, ее на заводах зачитывали до дыр. На международной конференции в 1995 г. в Пермском университете пермская ячейка «Рабочего» не поддержала резолюцию о праве Чечни на самоопределение, высказав особое мнение.

Даже в 1990-м году настроения на Украине не вызывали опасений, летом в Донецке проходил съезд рабочих движений, он значил для Украины гораздо больше, чем малочисленные митинги РУХа.

Никому и в голову не могло прийти, что в 1991-1992-м чеченцы устроят кровавую резню, будут убиты десятки тысяч русских жителей, детей, женщин, стариков, сотни тысяч будут вынуждены бросить всё и бежать. Никто представить себе не мог, чтобы в России долгие годы слышалось угрожающее «аллах акбар», площади в Москве — порой забиты до отказа подъятыми к небу задницами, в Прибалтике русские станут гражданами второго сорта, грузины в 2008-м, чтобы спровоцировать Россию, будут забрасывать гранатами подвалы Цхинвали, где укрылись дети. женщины, старики, а в 2014-м фашисты-бандеровцы будут скакать в Киеве под кричалку: «Жидов и москалей на гиляку».

Никто не подозревал, что трое человек соберутся в Беловежье – и страны не станет.

Но Беловежские соглашения были всего лишь юридическим завершением процесса, начавшегося в середине 80-х, когда снизились темпы роста экономики, когда плановые рычаги стали проворачиваться, а главное – когда в законе о госпредприятии был легализован старый советский буржуазный заводской сепаратизм. Когда между заводами стали рваться устойчивые технологические цепочки, и заводы-потребители прекратили выпуск продукции. Заводы на Украине нашли более выгодных заказчиков и поставщиков – и в России закрылись их прежние партнеры. Это произошло задолго до Беловежского сговора.

Подробнее см. мою статью «Распад СССР» здесь: http://shtirner.ru/stati/ , в списке.

Борис Ихлов, 19.2.2020