ОДНО СТИХОТВОРЕНИЕ

Гюнтер Грасс в 2012-м за одно стихотворение объявлен персоной нон-грата, ему запрещен въезд в Израиль.

Так за что на «частичного» еврея Грасса набросились «полноценные» евреи? Стихотворение даже до «юмора» Триера не дотягивает в своей нелояльности к богоизбранным. Следует ли теперь ждать поправку к уголовному законодательству во многих европейских странах: «любое сомнение в благих намерениях Израиля приравнять к отрицанию Холокоста, с последующем отбыванием виновных в тюрьмах по месту жительства»?

Вот она, крамола, в переводе Михаила Ошерова (подстрочник):

О чем нужно говорить.

Почему я молчу,

Почему скрываю слишком долго

то, что очевидно и при планировании практикуется

— мы, выжившие в конце, станем примечаниями.

Утверждается, что есть право на первый удар

возможных жертв от хулиганов

и на организацию великого праздника (Гюнтер Грасс здесь использует древненемецкое слово Jubel, пришедшее в немецкий язык из иврита Библии)

направленного на возможное уничтожение иранского народа,

потому, что он подозревается в строительстве атомной бомбы.

Но почему я говорю себе:

Есть и другие страны, которых называют поименно,

Которые в последние годы, хотя это и держится в секрете,

Нарастили свой ядерный потенциал,

Но недоступны для контроля, потому что невозможно их проверить?

Общее сокрытие этих фактов подчинило мое молчание.

Я чувствую, как обременительны ложь и принуждение,

когда они мной будут игнорироваться.

Мне в перспективе маячит штраф (наказание);

Вердикт «антисемитизм» мне знаком.

Но сейчас, когда к моей стране,

собственные преступления которой не имеют сравнения,

Снова и снова ставятся вопросы и требования, они ставятся на чисто

коммерческой основе, когда также с проворными губами объявляют о реституции,

Следующая подводная лодка

должна быть доставлена в Израиль

Ее специальность состоит в том, чтобы доставлять разрушительные боеголовки (до цели)

(в страну), где существование даже одной атомной бомбы не доказано,

но страх используется как доказательство.

Я говорю, что (это) должно быть сказано.

Но почему я молчал до сих пор?

Как я уже говорил, в моем прошлом есть один недостаток,

Который запрещает мне это, как и запрещено говорить правду о Земле Израиля,

С которой я связан и хочу оставаться на связи (Гюнтер Грасс частично — этнический еврей — прим. перев.).

Почему я говорю только сейчас,

состарившийся и с последними чернилами:

Ядерное оружие Израиля опасно для

и без того хрупкого мира во всем мире?

Потому что надо сказать,

что завтра может быть слишком поздно;

И потому, что мы — как немцы и как поставщики (оружия) можем стать

соучастниками преступления, которое предсказуемо, поэтому наше

соучастие нельзя оправдать ни одним из обычных оправданий.

И да, я считаю, потому что я устал от лицемерия Запада;

и можно надеяться

 что многие освободятся от молчания

(что многие) по причине очевидной опасности будут настаивать

 отказаться от насилия и призывать к неограниченный и постоянный контроль

ядерного потенциала Израиля

и ядерных объектов Ирана

международным органом, (который — контроль) будет

одобрен правительствами обеих стран.

Только тогда все враждебные (друг другу) израильтяне и палестинцы,

Более того, все люди, остающиеся в этой

оккупированной области, будут жить бок о бок,

и в конечном счете помогут нам (жить спокойно).

12.4.2012 по российскому ТВ сообщили, что Гюнтер Грасс якобы воевал в СС.

Гюнтер Грасс родился 16.10.1927 в Данциге (ныне Гданьск), в польско-немецкой семье, его родители были торговцами.

Во время 2-й мировой был призван на службу в качестве помощника в авиации, затем перешел в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС. После войны он пробыл в американском плену до 1946 года.

Его «призвали» в 1944, ему должно было исполнится 17. В 1945-м он уже в плену до 1946 г., 20 ему исполнилось в 1947-м. Попал он в танковую Ваффен-СС после службы в обслуге технической аэродрома, т.е., скорее всего, речь идет о 1945 годе, когда Гитлер обязывал воевать даже школьников. Т.е. эсэсовец чисто номинально. И на себе испытал и истерию наци, и плен союзников.

С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год он продолжил изучение живописи в

Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц (с которой он развёлся в 1978 году и в 1979 году женился на Уте Грунерт).

В 1956—57 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

В 1956-1959 годах жил в Париже, занимаясь одновременно всеми жанрами литературы, музыкой, скульптурой, живописью и графикой (эта «возрожденческая» многосторонность талантов Грасса позже сказалась в том, что все его книги иллюстрированы им самим). Первые стихи Грасса появились в печати в 1955 г., но мировую известность принес ему знаменитый роман «Жестяной барабан» (1959 г.), ставший частью сатирической панорамы Германии первой половины ХХ века — так называемой Данцигской трилогии.

 В «Жестяном барабане» (нем. Die Blechtrommel) реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса. За него он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить роману свою премию, но сенат Бремена воспротивился этому. В

1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом.

Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.

«Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. С этим (первым же своим) Грасс получил международное признание.

В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года.

С 60-х годов, когда Гюнтер Грасс принял активное участие в избирательной кампании Социал-демократической партии Германии и ее лидера Вилли Брандта, к сфере его многочисленных интересов прибавилась и политическая деятельность.

С 1972 по 1987 Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

Его второй роман «Кошка и мышь», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге, и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал.

Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора, о проверки романа, как имеющего аморальное содержание. Но после

последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.

На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году он высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Он считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) он выпустил много необычных записей, на которых он читает свои произведения под музыку Зоммера.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс получил Нобелевскую премию по литературе.

В 2005 году он основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».

В Любеке, где находится его дом, хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

Последняя книга Гюнтера Грасса — «My Century» («Мой век»), не переведенная пока на русский язык, представляет собой центурию из ста новелл, в каждой из которых, год за годом, Грасс дает свой личный взгляд на историю ХХ века.

Гюнтер Грасс – зеркало перестройки, если иметь в виду весь период, начиная с 1941 года.

Гюнтер Грасс не понимал, что в СССР нет ни тени социализма. Он фотографировл всё, что видел, каждое деревце, не замечая за деревьями леса.

Трилогия «Жестяной барабан», «Кошки-мышки», «Собачьи годы» направлена против нацизма. Грасс осуждал сталинские репрессии, в «Траектории краба» — осуждает уничтожение советской подлодкой С-13 лайнера «Вильгельм Густлофф», перевозившего, кроме войск и техники тысячи беженцев. Осуждает поляков, убивавших изгоняемых из Силезии мирных немцев после войны. Видит слабости восстания в Берлине и даже посягает на Брехта («Плебеи репетируют восстание»). В 1973 году власти ФРГ не пустили его в СССР. Его печатают в Союзе с 60-х, в 1982-м выходит роскошное издание его произведений. В «Крике жерлинки», т.е. в крике тревоги, он осуждает воссоединение ГДР и ФРГ, опасаясь последующей экспансии Германии и возможной ее милитаризации.

В 2008-м он пишет роман «Фотокамера. Истории из тёмной комнаты».

Сам Грасс – фотокамера, которая запечатлевает мельчайшие детали, но снимает из темной комнаты.

Грасс не видел, кто стоит за спиной фотографа и подсвечивает нужное фонариком. В приведенном выше стихотворении Грасс снова подозревает нацизм, уже в Израиле, но видит лишь следствие, так и не обозначив его причину, так и не увидев, кто стоял за «Пражской весной».

Хотя самую общую причину Грасс знает.

Цитата Грасса из его нобелевской речи: «В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат

социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…»

Подготовили Елена Куклина,  Челябинск, Борис Ихлов, Пермь,12.6.2020