НАУКА, КАПИТАЛ И РЕЛИГИЯ

Расхожий тезис сегодня – что религия есть часть культуры, православие – часть души русского народа. Но это ложь, см.. напр., «Миф о набожном русском народе»

http://opium.2bb.ru/viewtopic.php?id=1660

Религия – не культура, а мракобесие, бескультурье, и храмы с позолоченными куполами – тоже не культура, а сатанизм, поскольку строят их на фоне черных деревянных полуразрушенных зданий, где живут рабочие.

Расхожий тезис сегодня — религия и наука дополняют друг друга, каждая удовлетворяет важнейшие потребности человека, соединяющего в себе два начала: духовное и природное. Назначение религии — помочь человеку познать Бога и соединиться с Ним. Наука же удовлетворяет естественные потребности человека.

(https://pravoslavie.ru/104690.html)

Уровень мышления священнослужителей оставляет желать лучшего, наука не только утилитарна, хотя еще Маркс утверждал, что в науке нет ничего, кроме ее практического применения. Нет, астрономия не удовлетворяет естественные потребности человека, звезды – не деньги в карман не положишь. Во-вторых, наука, даже утилитарная – это творчество, а это и есть именно духовное начало в человеке.

Теологи вырывают духовные потребности из списка естественных потребностей человека.

Либеральный философ Б. Н. Чичерин в книге «Наука и религия» 1879 года пишет, что религия есть высшее проявление духовности. Это неверно. Духовное начало человека выражается в искусстве, музыке, литературе, любви человека к человеку. Нравственность не определяется скрижалями, она генерируется бытием человека, выковывается в труде, освободительных войнах, революциях.

Религия, ставящая целью человека соединение с тем, что не существует, здесь абсолютно лишняя. У того, кто считает молитву господу на коленках высшим проявлением духовности – явное психическое расстройство.

В мире порядка 75% верующих, но процент тех, кто действительно думает, что целью его жизни является соединение с чем-то несуществующим, явно мизерный.

Целью жизни американца является богатство, достижимое любым путем, в первую очередь – грабежом. Цель советского рабочего – машина, гараж, дача.

Целью профсоюзов во всем мире является отнюдь не постижение бога, но наиболее выгодные условия продажи рабочей силы.

Однако не стоит относиться к утилитарности свысока. Приведу диалог Вивекананды с представителем общества защиты матери-коровы:

— В Индии голод, что ваша организация сделала для решения этой проблемы?

— У нас другие задачи, мы защищаем мать-корову.

— Вам не жаль детей, гибнущих от голода?

— Такова их карма.

— Коровы, идя на бойню, тоже следуют своей карме.

— Вы не имеете права так говорить, корова – мать наша!

— По Вам я это явственно вижу.

Соответственно, все, кто жертвует деньги на строительство храмов при реальном уровне смертности  России в районе 20 промилле – да, вы поняли: мать их корова.

Ну, и по мелочи: если тунеядцы в рясах заняты вспоможением познать бога, то они противоречат святцам: пути господа неисповедимы.

Познавательные сферы у религии и науки различны: наука имеет дело с естественными реалиями, а религия — со сверхъестественными, утверждают теологи.

Но вряд ли на планете наберется хотя бы 1% населения, который бы занимался исследованием несуществующего, т.е. сверхъестественного.

 В то же время святое писание связывает одно с другим: святой апостол Павел пишет своему ученику Тимофею: «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим 2, 7).

Однако нет физика, химика или биолога, который бы использовал религию в своих научных построениях. Для объяснения мира религия не требуется.

Российский философ, теоретик науки П. П. Гайденко, пишет: «… без тех накоплений, которые дала средневековая наука, так же и без того изменения в понимании человека и космоса, которые внесло христианство, невозможно себе представить научной революции, положившей начало новой эры в развитии науки».

Действительно, если иметь в виду инквизицию, удушение науки и тому подобное, христианство, да и другие верования, внесли огромный вклад в понимание человека и космоса.

См., напр. «Академик Раушенбах о религии»

http://www.litsovet.ru/index.php/material.read?material_id=601249

То, что религия прямо противоречит науке – неоспоримый факт, см.

https://www.proza.ru/2015/12/05/506

По сей день теологи отвергают теорию эволюции, посягающую на основу любой религии – на миф о творении человека богом. Биологи же делают вид, что этого отвержения не существует.

***

После 1991 года Россия перестроилась в православную. Заработали мечети, синагоги, кирхи, костёлы, в Россию хлынули мормоны, иеговисты, кришнаиты, пятидесятники,  церковь Нового Завета и пр. На этой базе возникло множество сект, в том числе экстремистского толка.

Но мир оказался иным, нежели его представляли российские реформаторы.

Философ Имре Лакатос во время Второй мировой войны был участником антифашистского Сопротивления, стал коммунистом и вместе со своей девушкой Эвой Ревес сформировал подпольную марксистскую группу.

После войны в МГУ защитил докторскую диссертацию, затем работал в департаменте культуры в Министерстве образования Венгрии, находился под сильным влиянием идей квалифицированного марксиста Дьёрдя Лукача.

Во времена культа личности Матьяша Ракоши 1950-1953 годов был репрессирован как «ревизионист», находился в заключении. После путча 1956 года, организованного ЦРУ, и после ввода советских войск 25.11.1956 бежал в Великобританию.

В 80-е некоторые работы Лакатоса были опубликованы в СССР.

«Католическая церковь отлучала последователей Коперника, Коммунистическая партия преследовала менделистов, обвиняя их теорию в псевдонаучности, — говорит Лакатос. — История мысли показывает, что множество людей было полностью предано абсурдным верованиям. Если сила веры является отличительным признаком знания, нам придётся расценивать истории о демонах и ангелах, о рае и аде как знание.

В семнадцатом веке, когда наука только зарождалась, самыми значимыми были знания о Боге и Дьяволе, о Небесах и Преисподней. Если бы чьи-либо суждения о божественном были бы признаны неверными, следствием такой ошибки было бы как минимум вечное проклятие. Теологическое знание не может быть ошибочным: оно не должно вызывать сомнений.

В 1686 году, когда Ньютон опубликовал теорию гравитации, имелись две конкурирующие теории, касающиеся комет. Более популярная теория считала кометы предзнаменованием бедствий, насылаемых гневом Божьим. Менее известная теория Кеплера утверждала, что кометы — это небесные тела, двигающиеся по прямым линиям. Согласно теории Ньютона, некоторые кометы, двигаясь по параболической или гиперболической траектории, никогда не вернутся; другие двигаются по обычным эллипсам. Галлей, работавший в рамках ньютоновской программы, на основе наблюдений движения кометы на коротком отрезке пути вычислил, что она вернётся через семьдесят два года; он высчитал с точностью до угловой минуты, в каком месте неба она будет снова видна. Это было невероятно. Но спустя семьдесят два года, когда Ньютон и Галлей уже давно умерли, комета Галлея вернулась, причём в точности так, как предсказывал Галлей.

Как сказал Дэвид Юм: «Возьмём в руку какую-либо книгу (к примеру, пусть это будет книга по богословию или школьной метафизике) и зададимся вопросом: содержатся ли здесь какие-либо отвлечённые рассуждения, связанные с количеством или числом? Нет. Содержатся ли здесь экспериментальные доказательства, относящиеся к реальному существованию? Нет. Так гори она огнём! Ведь в ней нет ничего, кроме софизмов и иллюзий».

ЦК ВКПб в 1949 году объявил генетику Менделя псевдонаукой; её защитники, такие, как академик Вавилов, были уничтожены в тюрьмах и концлагерях.

Неолиберальный истэблишмент Запада также реализует право ограничения свободы слова для того, что считается псевдонаукой.

(Наука и псевдонаука. Выступление в радиопрограмме Открытого университета 30.6.1973, Великобритания.)

Сходной точки зрения  относительно истеблишмента и науки придерживался и философ Пол Фейрабенд: «… идея свободных и независимых исследований – лишь химера» (Галилей и тирания истины. 1985).

Очевидно, что почвой для распространения религиозного сознания является реформа образования в духе Сороса. Однако у религии есть не только гносеологические, познавательные корни, но и социальные. Религия, пишет Богданов в ответе на книгу Ильина (Ленина) «Материализм и эмпириокритицизм» есть отражение общественной иерархии, отражение разделения на классы имущих господ и неимущих трудящихся.

75% верующих в мире есть отражение того, что в мире господствует капитал.

Соответственно, борьба против религии, пишет Ленин в статье «Социализм и религия», имеет смысл лишь как часть борьбы против капитала. Если человек – обыватель, холоп, ему бесполезно объяснять научное воззрение на устройство мира.

Борис Ихлов, 15.4.2021