МИФ О ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ РОЛИ БРИТАНСКИХ ТАНКОВ В БИТВЕ ПОД МОСКВОЙ
Каких только нет выдумок о Великой Отечественной войне, обрастающих мифологией и фальсификациями. Вот и по поводу ленд-лиза постоянно запускается в массовое сознание мысль о великом подвиге британского и американского народов, своей экономической жертвой обеспечивших победу на Советско-германском фронте. Одна из таких обманок касается использования британской техники в ходе битвы под Москвой. Утверждается, что якобы английские танки составили 40-50% бронетанковой техники РККА в московском сражении.
Так ли это было на самом деле? Давайте разберемся.
М.Н. Супрун (Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945. М.: Андреевский флаг, 1996), а за ним и Н. В. Бутенина (Ленд-лиз: сделка века. М.: ГУ ВШЭ, 2004) указывают, что всего по первому Московскому протоколу ленд-лиза (действовал с 1.10.1941 по 30.6.1942, подписан 1.10.1941) за 1941 год Великобритания (а это не только собственно Англия, но и другие страны содружества) отправила в СССР 466 танков из тех 750, которые она обязывалась поставить. Из них 259 Валентайнов, 187 Матильд и 20 Тетрархов. Именно столько машин получил Московский бронетанковый центр, в котором проходила обкатка машин и передача экипажам. Их переобучение предварительно проходило на 2-х недельных курсах в Бакарицах под Архангельском. ПО такой схеме до конца 1941 г. в действующую армию было поставлено 216 Валентайнов и 145 Матильд, то есть 361 машина. А также 330 БТР Мк 1. В целом Супрун оценивает долю иностранной бронетехники в битве под Москвой в 20%. Однако, он же и уточняет, что реально до фронта дошла примерно только половина танков и БТР, в основном из-за поломок и неправильной эксплуатации на станциях выгрузки и на марше.
Кроме того, английские танки, несмотря на надежность двигателя, имели ряд серьезных недостатков. Они были маломаневренными, работали на бензине, имели лишь 40 мм орудие с бронебойными снарядами. Это заставило советское командование использовать эти машины или в чисто оборонительных целях, или как вспомогательные танки в наступлении.
Есть основание предполагать, что в самые тяжелые моменты Московской битвы английских танков на полях сражения еще не было. Например, перед началом операции «Тайфун» в составе 483 танков Западного фронта «иномарки» еще не были замечены.
В самый разгар боев 2 ноября генерал Клюге послал в штаб Бока следующее примечательное донесение: «На участке 34 пд 13 октября произошел бой между нашими легкими полевыми гаубицами и тяжелыми советскими танками (предположительно, 52-тонными), в ходе которого с расстояния от 500 до 25 метров по танкам было выпущено попеременно 30 бронебойных и бризантных снарядов и 10 снарядов 10-см образца 1939 г. Уничтожив три легких полевых гаубицы, семь средних и одну легкую противотанковую пушку, танки отошли назад… Несмотря на многочисленные попадания бронебойных снарядов, в том числе в башню, вражеские танки недостаточно быстро выводятся из строя и не пробиваются насквозь. В последнее время русские используют до 80% всех танков — танки Т-34. В случае атаки большого количества таких танков мы могли бы потерпеть локальное поражение».
Таким образом, мы можем предполагать, что английские танки стали поступать в СССР не ранее ноября, а в боевые части РККА — не ранее декабря 1941 г., выполняя на полях сражения вспомогательную функцию.
В своем исследовании Супрун задается справедливым вопросом: «Но так ли нуждался Советский Союз в поставках оружия из-за рубежа?»
Нет, не нуждался. Даже после тяжелых боев РККА на 1 декабря имела 6347 боевых машин, а к весне 1942 г. — 8857 машин. Это почти в 2 раза превышало численность немецких танков. Против 3 тыс. самолетов Люфтваффе СССР мог выставить 12 тыс. машин.
Вячеслав Волков, 1.4.2019
От редакции. Исследователи также отмечают, что использование иностранной техники, в первую очередь, танков, было затруднено в виду частых поломок и отсутствия запчастей.
В целом поставки по ленд-лизу составили лишь 4% произведенного для войны в СССР. Причем ленд-ли не был подарком, товары покупали за золото. В то же время Форд и другие американские олигархи во время войны обеспечили Германию значительно большим количеством стратегических товаров. Тем не менее, в российском фильме о караванах PQ артист Лановой зачитывает текст, что якобы именно эти 4% сыграли решающую роль в победе СССР.