КИТАЙ В ЗЕРКАЛЕ КИНЕМАТОГРАФА

Продукция Голливуда, связанная с Китаем, никоим образом не отражает китайскую действительность, как впрочем, какая-либо еще продукция Голливуда — какую-либо еще действительность. Есть иные фильмы, например, запрещенный художественный фильм «Жить!» по одноименному роману Юй Хуа, вышедший в 1994 году. Фильм был запрещён в Китае китайским Государственным управлением радиовещания, кинематографии и телевидения из-за критического изображения культурной революции.

Микеланджело Антониони снял ряд фильмов, которые можно назвать эротикой, но это, безусловно, мастер. Антониони создал прекрасный фильм «Тайна Обервальда» по замечательной драме Жана Кокто, фильм «Забриски пойнт», слабый по замыслу, но полюбившийся в СССР. Кстати, сотрудничал с коммунистом Тонино Гуэрра.

Фильм Антониони «Китай» — документальный, необычайно спокойный, даже медлительный. Режиссер просто снимает то, что видит. Детский сад, который он именует школой, птицеферма,  мясной рынок, рыбный рынок, овощной рынок. Торговцы тянут тележки с тканями, дети пытаются танцевать в восточном стиле, старая женщина пересекает площадь, школьники маршируют, размахивая руками, портреты Мао, крестьяне стирают белье в грязном, заросшем водоеме, девушки-дворники в масках метут вениками пыль, строители мешают раствор в ящике.

1972 год, нет никакого тоталитаризма, люди свободны, видна бедность, но не нищета. Будто бы деревня, но есть грузовики, другие машины, есть современный мост через Янцзы. Будто бы Россия или даже Европа, телодвижения, выражения лиц жителей Китая типичны — но пагоды, одежда, глаза.

Что же пишет по поводу – еще раз подчеркну, документалистики – российская маоистская партия?

Да, есть и такая, маоистские партии существуют в разных странах мира, в Аргентине, во Франции это довольно крупные группировки. Власти вынуждены с ними считаться.

Российская маоистская партия не придумала ничего лучшего, как разместить у себя на сайте рецензию на фильм в «Жэньминь жибао» от 30.1.1974.

Читаем: «С того дня, когда над площадью Тяньаньмэнь взвился пятизвёздный алый стяг и было провозглашено рождение нового Китая, различные политические силы мира по-разному относятся к потрясающим общественным переменам в нашей стране, к её огромным успехам в социалистическом строительстве. Многомиллионные революционные народы и широкие массы зарубежных друзей выражают восхищение и симпатию, а горстка реакционных сил проявляет крайний страх и лютую ненависть. Это — явление, с которым неизбежно сталкиваются великие революции всех времён и народов. В снятом итальянским режиссёром Микеланджело Антониони антикитайском фильме под названием «Китай», начавшем демонстрироваться в прошлом году в некоторых западных странах, нашла своё отражение крайняя ненависть горстки империалистов и социал-империалистов сегодняшнего мира к новому Китаю. Появление этого фильма — серьёзный антикитайский инцидент, бешеная провокация против китайского народа».

Враждебный китайскому народу, он, со злым умыслом прибегая к подлейшим приёмам, воспользовался этой поездкой для сбора только такого материала, который можно использовать, чтобы очернить Китай и добиться своей неблаговидной цели. В снятом им фильме, который идёт три с половиной часа, нет ничего, что отражало бы новые дела, новые явления и новый облик нашей великой Родины. Это — сплошной набор множества злонамеренно искажённых сцен и кадров, обрушивающихся с нападками на руководителей нашей страны, клевещущих на социалистический новый Китай, посрамляющих нашу Великую пролетарскую культурную революцию и оскорбляющих наш народ. Ни один китаец, в котором жива хоть капля национального достоинства, не может не испытывать величайшее возмущение, просматривая этот фильм. Допустить распространение по всему миру этого фильма, сеющего демагогию и обман, значит признать дозволенной реакционную пропаганду, произвольно оскорбляющую китайский народ, значит капитулировать перед антикитайской провокацией международной реакций. Мы намерены исчерпывающим разоблачением и критикой контрреволюционной сущности этого фильма ответить на вызов международной реакции китайскому народу. Нам предстоит серьёзная борьба на идейно-политическом фронте, борьба, заслуживающая большого внимания».

Громыхание, взвизги, идиотизм, демагогия. Даже хуже, чем в газете «Правда» времен Большого террора. Конкретно о том, что снято, где, в каком месте, что искажено – ни полслова.

«Искажений» авторы критики не показали, но прицепились к закадровым комментариям.

«В пояснительном тексте автор фильма говорит, что он «не намерен комментировать Китай, а только хочет начать наблюдать его различные облики, манеры и обычаи». Это сплошной обман. Каждый кадр этого так называемого «документального фильма» сопровождается комментарием — крайне ядовитым комментарием политического характера, посредством реакционных технических приёмов чернящим и уродующим Китай и открыто, разнузданно выступающим против Китая, против коммунизма и против революции».

На самом деле в итальянской речи – ни звука язвительности, спокойный, бесстрастный голос. В английском подстрочнике – ни тени яда, обычная констатация: рыба, ткани, мост.

«Хула революции, отрицание революции, выступление против неё — вот в чём зло этого фильма», — пишут авторы.

Как и при Сталине, любая критика политики вождя выдается за нападки на революцию и Советскую власть.

«В Шанхае, — пишут далее критики, — как всем известно, есть много крупных современных предприятий, но автор фильма не замечает их и нарочито набирает беспорядочные кадры, в которых показывает примитивное оборудование и кустарные способы производства. На берегах реки Хуанпуцзян бросаются в глаза судоверфи, строящие 10 000-тонные суда, а на реке — стоящие на якоре океанские лайнеры отечественного производства. Но в кадрах, снятых Антониони, всё преподносится так, будто все большие торговые суда — иностранные, а деревянные джонки — китайские. Явно стоя на позициях империализма, автор фильма говорит, что промышленность в Шанхае «родилась не сегодня», что «Шанхай, как город, был целиком создан иностранным капиталом в прошедшем веке», что «наспех созданные» после освобождения страны «промышленные предприятия немножко лучше больших мастерских», что «даже самый крупный в Шанхае нефтеперерабатывающий завод представляет собой лишь жалкое предприятие, построенное почти из лома». Разве это не явное восхваление «заслуг» агрессии империалистов против Китая в XIX веке, не нарочитое принижение великих успехов нашего народа в развитии промышленности в опоре на собственные силы?.. На экран с надоедливостью всплывают унылые клочки полей, одинокие старики и старухи, усталая скотина, ветхие домишки… в Китае всюду встречаешь людей «бедных». Всё это — ни дать, ни взять песня господина империалиста!»

Да… страшный империалист этот итальянский режиссер! Но Антониони не нападал на социалистический Вьетнам с целью экспансии, обычной империалистической экспансии, не пытался, как империалист, аннексировать остров Даманский, не рисовал географических карт Италии с присоединённой Сибирью.

Какие же отношения были в 1972 году у Китая с главным в мире империалистом, США?

Начиная с 1950 г. США постоянно голосовали против передачи места в ООН от Китайской Республики к КНР. В Корейской войне 1950-1953 гг. войска КНР сражались против американских войск. В 1954 – 1975 гг. в войне во Вьетнаме КНР поддерживала Северный Вьетнам. Однако уже с конца 60 Китай ссорится с СССР и сближается со США. 20.1.1969 президент США Ричард Никсон в своей инаугурационной речи заявил о готовности развивать отношения со всеми странами. По личному указанию Мао Цзэдуна эта речь была полностью опубликована в центральном печатном органе компартии «Жэньминь жибао». Вскоре председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай через пакистанского посредника сделал США предложение провести в Пекине переговоры на высоком уровне. В апреле 1971 г. американская делегация впервые совершила недельный визит в КНР. Визит президента США в Китай состоялся как раз в 1972-м году, 21-28 февраля, Никсон провел переговоры с Мао Цзэдуном и Чжоу Эньлаем.

1.1.1979 США официально признали КНР, после чего заместитель премьера Госсовета КНР Дэн Сяопин посетил Вашингтон, где встретился с президентом США Картером. В 1978 г. товарооборот между КНР и США составил $1,1 млрд., в 1984 г. — $7 млрд. Китай получил доступ к ряду американских военных технологий, закупил вертолеты S-70, противотанковые ракетные комплексы, торпеды и навигационное оборудование. Также Китаю был предоставлен доступ к некоторым американским разведывательным данным о советской военной инфраструктуре. В 1980 г. китайская сборная присоединилась к бойкоту США олимпийских игр в Москве.

Так образом, чья бы корова мычала об империализме.

Однако критики все же соглашаются, что в Китае есть бедность: «Приёмы, которыми пользуется Антониони при съёмке фильма «Китай», тоже крайне реакционны и подлы. В выборе и трактовке кадров для съёмок он обходил совсем или же снимал в незначительном количестве всё хорошее, новое и прогрессивное или же снимал всё это для виду, а потом вырезал. А всё плохое, старое и отсталое он постарался запечатлеть всюду».

То есть: плохое, старое и отсталое — всё же имеется.

В 1974 году кадры китайской бедности показались «Жэньминь Жибао» попыткой расшатать устои общества.

Но уже в фильме «Жить!» — показ бедных людей, нет ни океанских лайнеров, ни еще каких-либо грандиозных сооружений, фильм был запрещен исключительно из-за кивка в сторону культурной революции. В этом плане совершенно неясно становится, зачем российская маоистская партия вдруг решила выложить словоизвержения газеты полувековой давности.

Каковы же великие достижения «социалистического» Китая, с чем же он подошел к 1972 году?

В 1952 году ВВП Китая составлял 68 млрд. юаней, в 1962-м – 115 млрд., в 1972-м – 253 млрд. Т.е. каждое десятилетие ВВП удваивался, в 1982-м ВВП КНР составлял уже 532 млрд. юаней и в 1986-м перевалил за триллион.

Однако ВВП Китая, с его огромным превосходством в численности населения, превзошёл ВВП Италии в 2000 году, Франции — в 2002(2005), ВВП Великобритании — в 2006, Германии — в 2007, Японии — лишь в 2010 году.

То есть, не просто бедность, а нищета Китая в 1972 году – неоспоримый факт. Но, как мы все помним, метод «социалистического» реализма заключается в том, чтобы рисовать одноглазого в профиль.

Пекин желал бы, чтоб Антониони снял победный фильм, прославляющий китайскую революцию, с одними «океанскими лайнерами» и мостом через Янцзы.

«Антониони умышленно выбирал самые плохие ракурсы, представив этот величественный современный мост изломанным и шатким» — пишет газета.

Что за бред сивой кобылы, да ничего подобного! Как можно в кадре сделать мост изломанным и шатким??

Да, в кадре лишь мелькнули высотные жилые дома, так ведь Антониони – не продюсер, не владелец кинозалов. Что цензура вырежет – то и вырежет, режиссер тут не властен.

Дальше следует конспирология:

«Появление на экранах мира антикитайского фильма «Китай» — событие, отнюдь не случайное и не изолированное. Здесь имеется своя международная подоплёка. За последние годы обстановка как в стране, так и за рубежом делается для нас всё более и более благоприятной, революционная линия Председателя Мао Цзэдуна в области внешней политики одерживает новые, ещё бо́льшие победы, всё растёт наш международный престиж. Заговоры империализма и социал-империализма, направленные на изолирование и подрыв Китая, потерпели позорный провал. Но наши враги не хотят смириться со своим поражением в Китае… Все знают, что ренегатская клика советских ревизионистов — рьяный застрельщик и главный закулисный хозяин в международной антикитайской кампании. Все они, от Хрущёва до Брежнева, не щадят силы в клевете и нападках на китайский народ».

И это в благодарность за то, что защитили Китай от японцев, за то, что подарили ядерное оружие, за великую работу, которую проделали советские специалисты для экономики Китая.

Мао и Сталина не жаловал, называл его метафизиком, что соответствует действительности, вообще не выказывал к нему почтения. VIII съезд КПК, проходивший в 1956-1958 гг., безоговорочно поддержал речь Хрущева против культа личности Сталина.

«Антониони — итальянец. Но он решительно не может представлять многомиллионный итальянский народ, который дружески относится к китайскому народу», — пишет газета.

Разумеется, в Китае лучше знают итальянцев, чем сами итальянцы.

Революционное фразерство, примитивная демагогия — и с этим багажом маоисты на что-то надеются в России, где еще не забыли, как китайские олигофрены трясли своими цитатниками на Даманском.

И не только Хрущев и Брежнев, не только международный империализм, но все рядовые граждане мира смеялись над войной, которую в Китае объявили воробьям и получили неурожаи, весь мир с презрением смотрел на «культурную» революцию.

Именно нищета определила внутреннюю политику Китая, чтобы канализировать недовольство населения в безопасное для власти русло, власть создавала для населения образы врагов, и не только воробьев, но и школьных учителей.

Чем же была та самая китайская революция? В начале ХХ века в Китае господствовали манчжуры, страна была превращена в полуколонию. В 1911 году вспыхнула Синьхайская революция, свергнувшая монархию, империя Цин была разрушена. В 1912 году император Пу И отрекся, Сун Ятсен подал в отставку, была провозглашена республика, 14 февраля Нанкинское собрание назначило временным президентом Юань Шикая.

В 1945-1949 состоялась вторая революция. Она носила освободительный характер, причины ее – опиумные войны, которые развязала Англия в XIX веке, и гражданская война, шедшая с 20- годов. США помогали Гоминьдану, СССР – компартии Китая. Красная армия освободила Манчжурию от японцев. 1.10.1949 в Пекине была провозглашена Китайская народная республика.

Социализм есть диктатура пролетариата, которая выражается в форме Советской власти, в форме, найденной самими рабочими (Ленин).

В 1952 году производственных рабочих в Китае было лишь 6,1% от численности населения, в 1978-м – 19,8%, в 2001-м – 17,5%. Т.е. в 40-е – меньше 6%. Рабочие не были движущей силой китайской революции.

Только слепой или сумасшедший не видит, не знает, что Китай сегодня уже явно капиталистический. При этом правящая партия Китая желает называть себя коммунистической.

Капитализм – это такой способ производства, когда рабочая сила становится товаром. В Китае рабочий 6 дней в неделю (в субботу с 9.30 до 12.30) продает свою рабочую силу.

Борис Ихлов, 9.8.2021